История создание проекта «Сельская Россия» стала убедительным подтверждением того положения, о котором в 2002 г. специалисты ЗАО «Гуманитарный фонд» впервые сообщили в проекте «Невский Меморандум». С позиций теории систем необходима трехкомпонентная система общественных институтов - наука, бизнес и власть. В настоящее время в российской экономике реализуется исключительно двухкомпонентный вариант: бизнес-власть, наука-власть. При этом бизнес-наука представлен в самом ограниченном масштабе. В статье «Два – это не три» данная ситуация рассмотрена детально.
Начало проекту «Сельская Россия» положила конференция в Администрации Ломоносовского муниципального района 9 июня 2015 г. на тему «О роли предпринимателей и органов власти в организации работы сельскохозяйственных рынков и ярмарок. Состояние дел, потребности, проблемы и пути решения». В конференции приняли участие представители Администрации Ленинградской области, бизнеса и науки в лце руководителя Рабочей группы социально-экономического проектирования Санкт-Петербургского союза ученых Н.Б. Покровского. В своем выступлении Н.Б, Покровский обратил внимание участников конференции на то, что, что проблема имеет системный характер и, значит, должна решаться системными методами. При этом на первом этапе главную роль играет фактор информации, который включен в Массо-Энерго-Информационный блок системы. Статью о конференции «Ломоносовский почин» можно прочитать здесь.
После ряда последующих встреч в Администрации Ленинградской области и с представителями регионального бизнеса, тема обсуждалась в Рабочей группе СПб СУ. Результатом этого и стал проект «Сельская Россия». Первая редакция проекта представлена здесь.
Концепция проекта и поясняющие материалы приведены ниже. Отметим, что формат «программа» был заменен на формат «проект» с учетом требований принципов самоорганизации системы.
Концепция программы «Сельская Россия»
Концепция программы «Сельская Россия», далее «Программа», разработана специалистами ЗАО «Гуманитарный фонд» по поручению Рабочей группы социально-экономического проектирования Санкт-Петербургского союза ученых в рамках Мегапроекта «Российский Ренессанс» (в составе целевого проекта «Малый бизнес РФ»).
Разработчиком предложен оптимальный механизм и основной инструментарий для развития агропромышленного комплекса России на основании естественных законов самоорганизации систем. Сельский сектор используется как генерирующий фактор экономики, на который задействованы практически все сферы жизни страны от промышленности (включая сырьевой сектор) и науки до образования и искусства.
Совокупный эффект Программы обеспечивает существенный рост деловой активности, системное развития национального хозяйственного комплекса. адекватное возрастание ВВП и государственного бюджета. При этом решается задача, которая не имеет иных перспектив решения – повышение темпа развития малого и среднего предпринимательства «МСП», в 5-7 раз.
Частные эффекты приведены в Таблице.
Базовые эффекты.
- Воссоздается аграрный сектор, практически утраченный в советский период. Этим экономике придается завершенный вид, а национальному хозяйственному комплексу – гармоничное состояние и наиболее интенсивное развитие.
- Укрепляется национальная безопасность страны за счет преодолением зависимости от импорта продовольствия и усиливаются международные позиции государства, как экспортера сельхозпродукции.
|
Государственные цели. |
Хозяйственный аспект. |
Человеческий фактор. |
Стабильная, устойчивая экономика за счет баланса базовых секторов. |
Интенсивное развитие МСП во всех секторах экономики, как основного агента преобразований. |
Статус личности возрастает за счет роста общественной значимости труда. |
Территория государства охвачена деятельностью граждан, что, в частности, служит ее целостности. |
Рост числа рабочих мест и номенклатура продукта труда. Это стимулирует потребление, оборот капитала, дает налоги. |
Личный труд приобретает более выраженный созидательный тип, оздоровляя психология общества. |
Госбюджет в короткие сроки получает дополнительные доходы за счет налогов от роста обращения товаров и услуг широкого спектра. |
Повышение инвестиционной привлекательности страны за счет развития инфраструктуры национального хозяйства. |
Развивается национальная культура, как всегда в период преобразований, в т.ч. за счет обновления сектора народного искусства. |
Развивается управление на уровне Муниципальных образований. |
Развиваются прикладные науки, используя различные достижения фундаментальных наук. |
Расширяются возможности для самореализации личности и возрастает ее отдача обществу. |
Поэтапно совершенствуется законодательство страны. |
Миграция из города в деревню дает всплеск прогресса села (как это было в Европе). |
Личный оптимизм человека рождает более благоприятную социальную среду для индивида. |
Любая система развивается согласно массо-энерго-информационному блоку, МЭИ-блоку. Для целей Программы редакция журнала «Личность и Культура» создает комплексную информационную программу для сети СМИ, которая должна стимулировать предпринимательскую инициативу и способствовать ее реализации. Этому служит тематика – все профессиональные вопросов и акутальыльные аспекты; обмен опытом, включая зарубежный; мобилизация ресурсов психики и интеллекта; обзор духовных ценностей, которые служат благополучию человека; чувство национального единства. Данного инструмента, связующего интересы субъектов деятельности и различных сфер общества, вполне достаточно для реализации Программы без привлечения бюджетных средств. |
Материальная и духовная стороны жизни страны в сжатые сроки полностью преображаются в среде делового подъема, упорного труда и сотрудничества.
Содержательную часть Концепции «Сельской России» поясняют следующие статьи, опубликованные в журнале «Личность и Культура».
ЛиК. - 2014.- № 6.
Н.Н. ПОКРОВСКАЯ
канд. экон. наук, д-р социол. наук.
Зав. кафедрой системной экономики НГУР
Мост в будущее России
В наследие от советского периода России достался весьма неэффективный аграрный сектор. В настоящее время, когда мировая экономика насыщена рисками ухудшения ситуации, этот сектор в России может сыграть едва ли не решающую роль в системном развитии страны.
Рассмотрим последовательно, в чем заключается эта роль.
Во-первых, это, конечно, укрепление национальной безопасности в связи с преодолением высокой зависимости от импорта продовольствия. Последнее время хорошо показало, как это может отражаться на благосостоянии российских граждан.
Во-вторых, страна получает системно сбалансированный хозяйственный механизм, в котором мощный промышленный комплекс сочетается с развитым аграрным. Оба комплекса гармонично дополняют друг друга, что крайне важно для процессов самоорганизации систем. В этом случае хозяйственный механизм способен работать на полную мощность, которая к тому же постоянно возрастает за счет эффектов синергетики. Инвариантность обеспечивает оптимальные пути.
Представляется, что этому вопросу уделяется недостаточное внимание.
Во всяком случае, научные разработки по вопросам системного взаимодействия этих комплексов не имеют широкой известности. А зря. Это могло бы стимулировать развитие страны в целом.
В-третьих, национальная экономика получает дополнительно значительное число рабочих мест. Бюджет государства при этом существенно пополняется.
В-четвертых, эти рабочие места выполняют также важнейшую государственную функцию – осваивают территорию государства, что услужит его укреплению. «Заполнение пустот» территории рабочими местами очень важно и как профилактика их самопроизвольного заполнения чем-то иным, что, скорее всего, будет малополезным для государства.
В-пятых, развитые территории, требуют адекватного управления ей. Поэтому, совершенно очевидно, что развитие аграрного сектора приведет к существенному росту качества управления Муниципальными образованиями. В Послании Президента РФ Совету Федерации РФ этому вопросу было уделено особое внимание.
С позиций системного подхода развитие любой системы должно задаваться конкретной целью. Лучше, чтобы эта цель носила емкий системный характер. В данном случае это условие блестяще выполняет задача развития аграрного сектора на местах.
В-шестых, очевидно, что основным агентом развития аграрного сектора будет малый бизнес с его мобильностью и инициативой. А эта задача – развитие малого бизнеса – перешла уже в состояние патологии. Темпы роста числа рабочих мест в этом секторе экономики таковы, что только через 120-150 лет он реализует свой потенциал [1]. Для России это просто неприемлемая ситуация.
В-седьмых, решается проблема, которой только в последнее стадо уделяться сколько-нибудь заметное внимание. Эта роковая проблема для страны – ее культура. Унаследованная от СССР, культура с заниженным статусом личности и пренебрежения к труду препятствует высвобождению созидательных сил человека.
Уже и сегодня ясно, что создание мощного сельского хозяйства потребует от людей упорства, стойкости, мужества, честности, трудолюбия и ответственности. В стране появится крупная область, где все эти качества будут воплощаться в успех и становиться нормой жизни. Это очень важно в стране с высоко концентрированным капиталом, вокруг которого нередко преобладают другие нормы и принципы поведения. Их трансляция в общественную среду ведет к эрозии морали.
Видимо, позитивные примеры образа мыслей и действий будут больше находить свое достойное место и в материалах СМИ, которые сегодня преизобилуют совершенно другими, нередко, противоположными стереотипами.
Сегодня материалы СМИ часто развращают общество, причем далеко не только откровенной аморальностью, но и ограниченностью мысли, тривиальностью представлений, примитивными запросами.
Это и понятно – они отражают само общество. Глядя на себя такое, общество постепенно смиряется с этим, привыкает …и входит в зону риска стать еще хуже.
Совершенно другой облик общество проявит в преодолении трудностей путем добросовестного сотрудничества, напряжения ума и воли.
Обратимся теперь к механизму развития национального аграрного сектора.
Главной движущей силой в этом деле является малый бизнес и только он. Частный пример деятельности упраздненного Минрегионразвития хорошо показывает, что административный ресурс здесь не работает. Здесь «сработает» многотысячная предпринимательская инициатива, изворотливый ум, готовность к риску. Можно ли этого ожидать от Минрегионразвития или другой государственной структуры?
А вот на вопрос, как привести эти титанические силы в движения, отвечают базовые алгоритмы самоорганизации систем.
Любая система развивается благодаря массо-энерго-иноформационному блоку, МЭИ-блоку. Причем достаточно двух из этих блоков, чтобы процесс пошел. В нашем случае это масса и информация. Таким образом, достаточно запустить целевую информационную программу для самой широкой аудитории российских граждан, и процесс начнется сам собой.
Советская власть активно использовала этот ресурс. Она шла даже на сделки с идеологией и нормами морали. Достаточно вспомнить романтическую, совсем не советскую песню на стихи П. Когана «Бригантина», зазвучавшую в эфире, когда нужны стали рабочие руки для гигантских строек.
Итак, первый инструмент – целевая и системная информация.
Дальше найдется все – и люди, и деньги, и возможности. Это и придаст процессу необходимую энергию.
Особо, конечно, стоит сказать о деньгах.
По ориентировочным оценкам специалистов этот процесс вовлечет от 5-7 (на первых этапах) до 15-18 трлн. р. Согласно интегральному методу расчета обращаемой товарно-денежной массы (линейная экстраполяция налогооблагаемой базы) [2] это даст госбюджету всех уровней в первом случае около 2-3 трлн.р., а во втором 5-7 трлн.р.
То есть государственная казна возрастет минимум на 25-30% даже с учетом инфляции! При этом само государство не затратит ни копейки! Вот в чем суть системного подхода и предпринимательской инициативы.
Конечно, государственная власть не останется полностью в стороне. Ей предстоит обеспечить этот процесс стимулирующей налоговой системой. Основы такой системы предложены специалистами ЗАО «Гуманитарный фонд» еще в 2000 г. [3]. Ее суть в том, что продукт, полученный сверх нормативного роста, освобождается от налогообложения или имеет льготные условия.
Пионеров агропромышленного сектора при этом вообще можно освободить от налогов, и госбюджет ничего не потеряет. Та масса продуктов и услуг, которые они вовлекают, будут все равно приносить налоги по стандартным схемам. Какой смысл обременять то, что повышает тонус обращения капитала?
Сегодня есть все необходимые ресурсы для развития сельского хозяйства. Есть заинтересованные стороны: банковский капитал, машиностроение и в целом промышленный сектор. Газпрому, который столкнулся с проблемами на европейском рынке, предстоит обогревать и освещать территорию, которая в несколько раз превосходит западную Европу. А Роснефти надо будет перевозить тонны грузов и людей, количество которых измеряется шестизначными числами.
Малый бизнес уже изготавливает панельные дома для всех типов рельефа с доступной ценой 8-10 т.р./кв. м. и умеет их экономично обогревать. Он уже активно действует даже в сфере малой авиации.
Российская наука и образование способны легко решать все вопросы. МВФ призывает страны активнее проводить реформы и у него для этого есть серьезные основания.
Мегапроект «Российский Ренессанс» представил базовые алгоритмы для оптимального развития процесса [4]. Они являются надежным мостом в будущее великой и благополучной России. Ситуация и время торопят нас ступить на этот путь.
Литература
1. Покровский Н.Б. Без малого бизнеса мы потеряем страну //Личность и Культура. – 2008. – № 5. – с. 4-6.
2. Покровский Н.Б., Покровская Н.Н. Сколько стоит бизнес //Личность и Культура. – 2000. – №5/6. – с. 29-32.
3. Покровский Н.Б., Покровская Н.Н. Деньги для России// Личность и Культура. – 2000. – №3. – с. 5-7.
4. Покровский Н.Б., Сивкова Т.Л., Жаринова Е.В. Преображение России //Личность и Культура. – 2013. – № 3. – с. 10-16.
ЛиК. - 2015.- № 3.
Н.Б. Покровский
Подъем!
Критики советской власти, в частности, утверждали, что «большевики сломают себе ногу на сельском хозяйстве». Так оно и произошло. Власть огромной страны не смогла кормить свой народ. Как факт, встала «продовольственная проблема» без реальных перспектив ее решения. Сбор зерновых на советских полях составлял 16-18 т. с гектара (нередко ниже, плюс потери при безобразном хранении), а на «капиталистических» полях - около 43 т/га. Как известно, после смены государственного строя в начале девяностых годов прошлого века «продовольственная проблема» была решена в считанные годы за счет предпринимательской инициативы. Правда, не рутем развития отечественного сельского хозяйства, а за счет импорта. Но, тем не менее, решение все же нашлось.
В статье [1] семилетней давности фиксируется тот факт, что «…на исходе 2006 г. в правительственных кругах прозвучало эмоционально приподнятое утверждение, что «…российская экономика – на подъеме. Российская экономика здорова». Далее в [1] проводится сравнение уровней развития малого и среднего предпринимательства «МСП» в развитых странах и в экономике России. На основании существенного отставания российской экономики делается вывод о том, что «Она напоминает инвалида, который стал проявлять вполне убедительные признаки жизнедеятельности, но при этом обладает крайне низкими «конкурентными способностями».
К настоящему времени в сфере МСП существенных перемен не произошло. Число занятых в сфере российского МСП составляет примерно половину даже от минимальных показателей развитых стран, где этот показатель колеблется в пределах 50-70%. «При этом рост числа рабочих мест в МСП находится примерно на уровне 1% в год. Легко понять, что для достижения мировых стандартов России потребуется минимум 100 лет. Все процессы в природе на завершающей стадии носят затухающий характер. Поэтому приведенную величину можно смело увеличить до 120-150 лет.
По оценочным расчетам страна недополучает в год 12-15 госбюджетов, [2]. То обстоятельство, что это примерно равно госбюджету США, при близких параметрах этих стран, говорит о надежности таких оценок. Это подтверждает, сделанное утверждение, что «Наша современная российская постсоветская экономика обладает колоссальным неиспользованным ресурсом развития» [1].
Сроки развития МСП 120-15 лет и потеря в год 12-15 госбюджетов говорят о действительных масштабах проблемы, о том, что имеет место не отдельные ошибки или недочеты, а крупные системные факторы. Природа этих факторов коренится в архаичной культуре российского общества, совершенно неадекватной исторической реальности (3). Одним из важных следствий этой неадекватности стали слабые позиции системного подхода и процессных алгоритмов.
Эти факторы и были выявлены путем организации специалистами ЗАО «Гуманитарный фонд» уникального сотрудничества науки, бизнеса и власти в течении более 10 лет.
В 2002 г. Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата издает книгу «Этика, Эстетика, Экономика». Впервые в научной практике логико-математическим методом дается количественное влияние нематериальных факторов на материальные – влияние базовых категорий культуры на экономический эффект общества (ВВП). Президент ТПП РФ Д.М. Примаков оценил книгу, как прорывную попытку в понимании экономической реальности.
К знаковым явлениям этого периода можно отнести в сфере экономики Послание Президента РФ Совету Федерации РФ 2009, а в сфере культуры - Указ Президента РФ № 808 от 24.12.2014 г. «Основы государственной культурной политики» [4].
Отдельные решения руководства страны – институт Уполномоченных по правам предпринимателей, Территориальное планирование и др. – также отразили различные аспекты этого сотрудничества.
Итоговым продуктом данного сотрудничества стал Мегапроект «Российский Ренессанс» [5]. Его 27 целевых проекта охватили основные точки роста страны.
На основаниях Мегапроекта в статье [6] предлагается использовать развитие сельского хозяйства в качестве катализатора структурного роста России. Сравнительный анализ показывает, что это – оптимальное решение. Тот сектор, который служил краху СССР, в диаметрально противоположных алгоритмах станет мощным стимулом развития новой России.
Для экономики важно движение денег, их созидающее действие, в т.ч. наполнение госбюджета. МСП – это самые быстрые деньги. В работе [1] отмечено: «Сегодня в наших банках капитал совершает 1,84 оборота в день, а в США – 84,5 оборота или в 23 раза больше, чем у нас!». Не здесь ли заключена часть 12-15 госбюджетов?
Мобильность сельского сектора позволяет ожидать согласно (6) достаточно быстрого вовлечения от 5-7 до 15-18 трлн. р. и дополнительный доход в госбюджеты всех уровней от 2-3 трлн.р. до 5-7 трлн.р. Это цена – системного подхода.
Важнейший эффект данного решения – развитие МСП в целом, т.к. только этот сектор может решить данную задачу. Развитие МСП имеет и еще более важную сторону. Экономика страны, как система, выйдет из «инвалидного» состояния и приобретет здоровую форму развития. Сегодня ее структура деформирована и в принципе не может эффективно развиваться. Устранив дефект, мы высвободим те мощные силы самоорганизации, которые скованны этим дефектом. Как показано, цена этой истины 12-15 госбюджетов.
Автор [6] совершенно верно видит и основной инструментарий развития страны – профессиональное сообщество в сфере образования и науки [7]. Конкретным подтверждением этому служат блестящие разработки специалистов ИЭ РАН В.М. Бондаренко [8] и А.Г. Зельднера [9], которые демонстрируют не только высокий уровень компетенций, но и способность выходить на прорывные решения, используя современные алгоритмы научного поиска.
В работе [8] в ряду практически важных положений дана изумительно стройная доказательная база о необходимости осмысления текущей реальности на основе ее исторической перспективы. Именно этот системный принцип применили в 1993-1995 г.г. специалисты ЗАО «Гуманитарный фонд» при создании Диаграммы развития России до 2015 г. (ДРР), которая публикуется в каждом номере ЛиК уже 16 лет. За все это время на сновании ДРР не было дано ни одной неверной оценки или ошибочного прогноза. Таким образом, можно сказать, что выводы В.М. Бондаренко уже прошли практическую апробацию.
На основании этого же принципа в Мегапроекте «Российский Ренессанс» предлагается метод ресурсного баланса для экономического планирования, что существенно расширяет возможности экономической политики.
В работе [9] дается развернутый блок системных решений, которые переводят страну на магистральный путь развития.
Уже две эти работы демонстрируют достаточный инструментарий для устойчивого развития страны, о котором столь много говорится. Однако, отечественная наука далеко не ограничивается данными разработками. От Калининграда до Камчатки профессиональное сообщество России обладает колоссальным интеллектуальным ресурсом, способным решать любые проблемы.
То обстоятельство, что эти ресурсы используются далеко не достаточно, очевидно, связано и с тем, не достаточно структурировано то единое культурное пространство, на создание которого направлены «Основы государственной культурной политики», см. Указ Президента РФ № 808 от 24.12.2014 г.
Культура является основным институтом социальных коммуникаций, которые являются стратегическим фактором развития общества и государства.
В этой связи вполне целесообразным видится решение Рабочей группы социально-экономического проектирования Санкт-Петербургского союза ученых поручить редакции ЛиК считать своей первоочередной задачей рост читательской аудитории в сфере науки, бизнеса и власти. Это будет реально способствовать тому, что российская экономика войдет с фазу стабильного подъема, как это предполагалось в 2007 г.
Литература
- Покровский Н.Б. Российская экономика – здоровый инвалид // Личность и Культура. – 2007. – № 1. – с. 45-47.
- Покровский Н.Б. Наша бедность – национальный продукт// Личность и Культура. – 2004. - № 1. – с. 4-5.
- Покровский Н.Б. В России не экономический, а глубинный культурный кризис //Личность и Культура. – 1999. - № 2.– с. 12-14.
- Капустянская Т.И. К основам основ//Личность и Культура. – 2014. - № 6.– с. 15-17.
- Покровский Н.Б., Сивкова Т.Л., Жаринова Е.В. Преображение России //Личность и Культура. – 2013. – № 3. – с. 10-16.
- Покровская Н.Н. Мост в будущее России //Личность и Культура. – 2014. - № 6.– с. 54-56.
- Покровская Н.Н. Вместе мы сможем все//Личность и Культура. – 2015. - № 2.– с.10.
- Бондаренко В.М. Бескризисное развитие: миф или реальность//М., ЛЕНАНД. 2014. – 304 с.
- Зельднер А.Г. Деструктивные тенденции и конструктивные возможности их преодоления в экономической системе России/М., /ЗАО «Издательство Экономика». 2013. – 238 с.